Study of causes and possible solutions to the problem of specialist shortage in the Russian energy industry with the involvement of HR-branding
https://doi.org/10.26583/gns-2023-03-09
EDN: YUJORQ
Abstract
This paper aims to identify the problems that mediate the shortage of specialists in the energy sector in Russia. The article analyzes the situation related to the insufficient popularity of engineering education among applicants, which leads to the risk of under-enrollment of students by universities within the budget enrollment control figures, which mediates difficulties in providing the quantitative parameter of the required specialists. Reduction of points for admission to technical profiles by universities leads to the attraction of applicants who do not demonstrate a conscious choice of future profession and, with a high probability, may refuse to work in their specialty, which is demonstrated by the presence in the energy sector of only 23% of specialists under 35 years of age, which is below the national average. As a result of the study it was determined that in the course of joint efforts of the state, universities and energy companies themselves to attract young people to engineering profession and work in the energy sector, the most active role should belong to employers. In this regard, the authors consider the expediency of using HR-branding in the format of expanding the target audience of potential employees of energy companies with the inclusion of preschoolers, schoolchildren and students to whom material and moral value proposition is made. Expanding the audience of the HR-brand of the company to preschoolers, schoolchildren and students, applying real moral and material motivators for them will contribute to the growth of popularity of this area of training and conscious choice of profession, which, in the long term, will solve the issue of the shortage of qualified personnel in the energy sector of Russia.
About the Authors
V. A. BondarenkoRussian Federation
Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Marketing and Advertising
T. S. Popova
Russian Federation
Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Economics and Social and Humanitarian Disciplines
A. A. Popov
Russian Federation
leading specialist in investment development
References
1. Бондаренко В.А., Максаев А.А., Шумакова И.А. Инновационный подход к управлению деятельностью вуза на основе применение HR-брендинга. Экономика. Информатика. 2020;47(1):47–54. https://doi.org/10.18413/2687-0932-2020-47-1-47-54
2. Жданеев О.В. Обеспечение технологического суверенитета отраслей ТЭК Российской Федерации. Записки Горного института. 2022;258:1061–1078. https://doi.org/10.31897/PMI.2022.107
3. Бондаренко В.А. Эффективность маркетинг-менеджмента национальной экономики на основе согласованного развития и функционирования институтов инфраструктуры : Монография; науч. ред. В.П. Федько. Москва: Наука-Пресс, 2006. 211 с.
4. Степченко Т.С. Аспекты восприятия общественностью процессов развития атомной энергетики (на примере «РоАЭС»). Практический маркетинг. 2014;7(209):35–40. https://elibrary.ru/download/elibrary_21703131_40768258.pdf (дата обращения: 24.05.2023)
5. Лобковская Н.И. Инновационные подходы в кадровой политике атомной отрасли: банк данных молодых специалистов вузовского центра карьеры. Глобальная ядерная безопасность. 2012;1(2):137–140. URL: https://viti-mephi.ru/sites/default/files/pages/docs/gyb_12.pdf (дата обращения: 24.05.2023)
6. Бондаренко А.В. Проблемы кадрового обеспечения отраслей ТЭК. Энергетическая политика. 2022;11(177):6–15. https://energypolicy.ru/problemy-kadrovogo-obespecheniya-otraslej-tek/neft/2022/15/14/ (дата обращения: 24.05.2023)
7. Руденко В.А., Василенко Н.П., Ермолаева Н.В., Лобковская Н.И. Формирование
8. универсальных компетенций на этапе ранней профессиональной ориентации
9. в области атомной энергетики. Глобальная ядерная безопасность. 2019;4(33):110–123. URL: http://gns.mephi.ru/sites/default/files/journal/file/4_3_1.pdf (дата обращения: 27.05.2023)
10. Лобковская Н.И., Томилин С.А., Железнякова А.В. Эффективные практики профориентационного сотрудничества заинтересованных сторон инженерного образования. Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании : Сборник трудов V Международной научно-практической конференции. Том II. Балаково, 2023. Москва: НИЯУ МИФИ, 2023. С. 226–231. URL: https://biti.mephi.ru/wp-content/uploads/2023/07/%D0%A2%D0%BE%D0%BC-II-3.pdf (дата обращения: 27.05.2023)
Review
Статья посвящена анализу проявившихся в последнее время проблем в сфере кадрового обеспечения энергетических компаний, что предполагает исследование ситуации на рынке труда и качестве его (рынка труда) взаимосвязи с вузами, задействованными в подготовке соответствующих специалистов, а также обусловливает интерес к HR-брендингу со стороны предприятий для привлечения необходимых кадров.
При написании данной статьи была поставлена цель идентифицировать проблемы, опосредующие дефицит специалистов в энергетической отрасли в России. Для обоснования выявленных проблем в статье приведен достаточный объем статистических сведений относительно факторов, определяющих сложности кадрового обеспечения в энергетической отрасли России; доли молодых специалистов в возрасте до 35 лет в отраслях ТЭК и, в целом, по РФ в 2022 г.,%; дифференциации средней начисленной заработной платы в ТЭК в ряде регионов России, тыс. руб.; динамики баллов ЕГЭ в России для поступления на специальности, востребованные в ТЭК, в 2019-2021 гг.; сокращения за последние 6 лет количества выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, профильной математике, химии, биологии, %.
По мнению автора/авторов сложившаяся ситуация определяет необходимость обеспечения более тесной связки университетов, готовящих специалистов инженерного профиля, с работодателями, представителями рынка труда, а также усиления инициатив в части кружкового движения и вовлечения школьников и дошкольников в получение необходимых знаний.
Автор в работе пишет о том, что для большей популяризации инженерных профессий, роста качества образования за счет усиления взаимодействия с профильными университетами необходимо более активное участие самих работодателей. При этом не совсем ясно, в чем будет проявляться данное участие.
Название статьи соответствует ее содержанию. Статья представляет теоретический, методический и практический интерес. Изложение статьи и выводы в полной мере аргументированы, автор опирается на авторитетные исследования по заявленной теме. Ошибки, опечатки, неудачные редакционные решения – в пределах общественно нормального уровня.
Статья представляет интерес как для представителей университетов, так и для потенциальных работодателей и рекомендуется к публикации в открытом научном издании «Глобальная ядерная безопасность».
For citations:
Bondarenko V.A., Popova T.S., Popov A.A. Study of causes and possible solutions to the problem of specialist shortage in the Russian energy industry with the involvement of HR-branding. Nuclear Safety. 2023;48(3):96-106. (In Russ.) https://doi.org/10.26583/gns-2023-03-09. EDN: YUJORQ